Our visitors

Репутация лучшего «слухача» среди домашних животных издавна закрепилась за собакой. Иначе и быть не могло после того, как все узнали о способности собак реагировать на сигналы ультразвуковых свистков, которые нам кажутся бесшумными. Тот факт, что, зная это, владельцы собак (во всяком случае, многие) продолжают громко выкрикивать команды и оглушительно свистеть, доказывает лишь одно: нам трудно принять на веру то, что мы сами не способны увидеть или услышать. Мы скорее согласимся признать, что собака плохо выучена, чем поверим в «невозможное». Возвращаясь к кошам, заметим, что на самом деле кошки способны различать звуки даже более высокой частоты, чем собаки — до 60 кГц. Человеку доступны частоты не выше 20 кГц, а значит, мы не в состоянии расслышать, как тоненько пищат мелкие грызуны — основная добыча кошек.
Кошачьи уши могут двигаться независимо одно от другого, поворачиваясь на 180°. Это позволяет улавливать звуки со всех сторон, даже не вертя головой. Кошка «дремлет» на солнышке, а уши продолжают вращаться подобно чувствительным радарам, следя, нет ли опасности и не появилась ли добыча. Каждое наружное ухо управляется 30 мышцами (у человека их только шесть). Оно усгроено, как воронка, направляющая звуки во внутреннее ухо. Кошка безошибочно определяет на слух, где добыча, а затем атакует стремительно и более точно, чем если бы полагалась только на глаза. Прекрасной иллюстрацией тому служит один случай, который произошел как-то летним вечером у меня в саду. Наш черно-белый кот Пуля — настоящий ас среди мышеловов — появился на газоне с только что пойманной полевкой в зубах. Мы с мужем бросились спасать несчастного зверька. Завидев несущихся со всех ног хозяев, Пуля бросил добычу и скрылся. Мы буквально на четвереньках исползали стриженый газон, пытаясь найти мышку и отнести ее в безопасное место (хотя укрыть что-то от Пули — задача почти невыполнимая!).
Мы были уверены, что найдем ее без труда, ведь нас двое, к тому же на нашей стороне такое преимущество, как рост, позволяющий охватить взглядом большую площадь. Но мышка словно сквозь землю провалилась. Внезапно Пуля, оправдывая свое имя, молниеносно метнулся откуда-то прямо нам под ноги и, схватив мышь, уволок ее в кусты. Мышь была прямо у нас под носом, но мы оба не смогли ее разглядеть. Пуля же слышал, как она шевелится, причем с приличного расстояния, и ему хватило для завершения охоты одного броска — точного и элегантного. А мы остались в саду, обескураженные и сердитые: на Пулю за то, что перехитрил нас, и на себя — за то, что не смогли найти мышь и даже не догадались сначала закрыть Пулю в доме.
Часто, кстати, людям трудно решить, стоит ли в подобных случаях вмешиваться и спасать животных или позволить натуре брать свое. Испробовав множество разных вариантов с Пулей — и впрямь экстраординарным охотником — я убедилась: «спешить на помощь» имеет смысл, лишь если добыча только что поймана и не получила серьезных повреждений. Пуля часто приносит пойманных птичек или мышей в дом. Обычно мне удается заставить его бросить добычу, накинув на него сверху кусок ткани (обычно под рукой оказывается кухонное полотенце). Такой прием куда эффективнее рукопашной схватки. Птица при этом мечется по кухне, и важно не дать ей упасть за холодильник; однако чаще всего серьезных ран нет: она просто находится в шоке, а поймав ее, я выпускаю птицу на волю. Должна сознаться, что все мои попытки оставлять у себя и выхаживать раненых птичек и мелких зверьков имели нулевой успех. Поэтому, если я вижу, что животное серьезно ранено, не отнимаю его у кота в надежде, что он не даст жертве долго мучиться. Это лучше, чем нянчиться с несчастным созданием, продлевая, по сути дела, его агонию.
С помощью осязания и слуха слепая кошка способна ловить игрушку на полу и даже довольно успешно охотиться. Вы можете и не догадаться о ее изъяне, пока не приподнимете игрушку с пола. Тогда кошка сразу теряется, потому что для нее игрушка на полу «звучит»: шуршит, задевает о пол, и кошке достаточно этих незаметных звуков, чтобы точно определить ее положение. Такой острый слух и помощь вибрисс на ближней дистанции в значительной мере компенсируют кошке потерю зрения. Хотя мы часто не улавливаем высокие или очень тихие звуки, слышные кошкам, все же можно попытаться поиграть с кошкой, обыгрывая ее любовь к звукам. Они любят поиграть с кусочком целлофана — его шуршание и поскрипывание вполне способны напомнить приятные сердцу звуки охоты.
Прекрасно развитый слух послужил тому, что у кошек появился довольно обширный «словарный запас». Они реагируют на высокие звуки вроде писка котят и имеют в своем распоряжении множество разных звуковых сигналов, позволяющих общаться между собой и с нами. В 1932 году французские биологи выяснили, что определенные отрывистые и громкие звуки являются сильным сексуальным раздражителем для кошек. Завывания «концертирующих» котов, вероятно, вдохновляют других котов в округе, а королеву бала делают более разборчивой. Один ученый научил кошек реагировать на свисток, настроенный на звук определенной высоты. Он обнаружил, что кошки способны различать звуки, отстоящие друг от друга очень недалеко, всего на полтона — не каждый человек в состоянии уловить эту разницу! Кошки быстро учатся распознавать знакомые звуки, скажем, шаги хозяина, урчание мотора вашего автомобиля: они всегда радостно несутся на пощелкивание консервного ножа, вскрывающего вожделенную банку с кормом. Будь кошка вынуждена реагировать на каждый звук, достигающий ее ушей, животное постоянно страдало бы от переизбытка информации. К тому же тогда она не была бы способна отличить нужные и важные для нее звуки, означающие опасность, еду или зов. Но ее мозг, к счастью, отфильтровывает все несущественное и привычные, знакомые звуки, так что кошка воспринимает их как фон. Точно так же люди, живущие у железной дороги, не замечают шума поездов и удивляются, когда их гости признаются, что он мешает им спать. Некоторые белые кошки рождаются глухими (это наследственный признак, связанный с цветом их меха), а старые кошки иногда глохнут с возрастом, но остальные органы чувств позволяют им вести вполне нормальную жизнь. Как и глухие люди, глухие кошки научаются «слушать» ногами, ощущая лапами колебания, которых мы, зрячие, не замечаем.